Двигатели Cummins известны по всему миру своей надежностью, долговечностью и мощностью. Будь то коммерческие грузовики, строительная техника или даже генераторы, имя Cummins стало синонимом высоких стандартов в двигателестроении. Однако даже самые надежные двигатели иногда сталкиваются с проблемами, требующими внимания. Одна из таких проблем – это сапунение, или, как еще говорят, «сапунит двигатель».
Что такое сапунение?
Сапунение – это процесс выхода картерных газов через сапун, который обычно выглядит как небольшая трубка или отверстие на крышке клапанов двигателя. Картерные газы - это смесь воздуха, паров масла и солярки, а также продуктов сгорания, которая проникает через зазоры между поршнями и цилиндрами в картер двигателя.
В нормальных условиях эти газы выводятся через систему вентиляции и не вызывают проблем. Однако если двигатель начинает «сапунить», это свидетельствует о том, что система вентиляции картерных газов не справляется со своей задачей, и газы начинают выходить наружу через сапун.
Сапунение может проявляться по-разному. Чаще всего это заметно по выделению дыма или пара из сапуна, иногда с каплями масла. При сапунении двигателя может возникнуть увеличение расхода масла, потеря мощности и появление необычных шумов. Важно понимать, что сапунение – это не болезнь сама по себе, а симптом, указывающий на наличие других проблем в двигателе.
Как работает система картерной вентиляции
Картерная вентиляция – это система, предназначенная для удаления избыточных картерных газов и поддержания оптимального давления внутри картера. Система картерной вентиляции включает несколько основных элементов:
Это устройство, которое устанавливается на крышке клапанов или другой части двигателя и служит для вывода картерных газов. Его главная задача – предотвратить накопление давления внутри картера.
Газы выводятся через систему трубопроводов и шлангов, которые направляют их либо обратно во впускной коллектор, либо в атмосферу, в зависимости от конструкции системы.
Часто в системе присутствует фильтр, который очищает картерные газы от масла и частиц перед их возвратом во впускной коллектор. Это важно для поддержания чистоты двигателя и снижения загрязнений.
В современных системах картерной вентиляции могут быть предусмотрены специальные резервуары для сбора масла, которые предотвращают попадание масла в воздушный поток и далее во впускной коллектор.
Cummins разрабатывает свои двигатели с учетом высокой надежности и эффективности, что включает продуманные системы картерной вентиляции. В двигателях Cummins используются клапаны картерной вентиляции (PCV – Positive Crankcase Ventilation), контролирующих поток газов, направляя их обратно в впускной коллектор для повторного сгорания. Это помогает поддерживать чистоту двигателя и снижает выбросы.
Однако даже в таких надежных системах могут возникать проблемы. Например, клапан PCV может засориться или перестать работать должным образом. Это приведет к тому, что газы будут накапливаться в картере, и двигатель начнет сапунить. Важно понимать, что любые изменения в работе картерной вентиляции могут стать признаком потенциальных проблем, требующих внимания.
Основные причины сапунения
Двигатели Cummins нуждаются в тщательном уходе и регулярном обслуживании, так же, как и другие высокотехнологичные устройства. Если двигатель начинает сапуниться, это может быть признаком возможных проблем. Далее рассмотрим некоторые причины, по которым двигатель Cummins может сапунить, и предложим практические рекомендации по их диагностике и устранению.
Износ поршневых колец
Поршневые кольца выполняют ключевую функцию в двигателе: они обеспечивают герметичность камеры сгорания, предотвращают утечку картерных газов и контролируют расход масла. Со временем и под воздействием высоких температур и давлений поршневые кольца изнашиваются. Когда это происходит, поршни перестают хорошо прилегать к стенкам цилиндра, и газы начинают проникать из камеры сгорания в картер. Эти газы затем находят выход через сапун.
Признаки того, что поршневые кольца пора менять:
Что делать:
Это довольно сложная процедура, требующая разборки двигателя, поэтому лучше доверить её квалифицированному механику.
Закоксовывание маслосъёмных колец
Маслосъёмные кольца предназначены для снятия излишков масла со стенок цилиндра и предотвращения его попадания в камеру сгорания. Со временем на кольцах может образовываться нагар (кокс), особенно при использовании некачественного масла или нерегулярной его замене. Когда кольца двигателя покрываются нагаром, они перестают работать правильно, и масло начинает попадать в камеру сгорания, что вызывает появление дыма.
Признаки закоксовывания маслосъёмных колец:
Что делать
Для предотвращения закоксовывания требуется регулярная замена масла. Используйте только качественное масло, рекомендованное производителем, и следуйте графику его замены.
Повреждена прокладка ГБЦ
Прокладка ГБЦ (головка блока цилиндров) необходима для обеспечения герметичности камеры сгорания и предотвращении смешивания масла, антифриза и выхлопных газов. При повреждении прокладки газы из камеры сгорания проникают в картер, что вызывает повышенное давление и сапунение.
Повреждение прокладки можно заподозрить по следующим признакам:
Что делать?
При подозрениях, что сапунит из-за прокладки ГБЦ, необходимо немедленно провести диагностику. Для этого можно использовать несколько методов:
После подтверждения диагноза замените прокладку ГБЦ. Это сложная процедура, требующая специальных навыков и инструментов, поэтому рекомендуется доверить её профессионалам.
Проблемы с турбонаддувом
Турбонаддув играет важную роль в увеличении мощности двигателя, однако неисправности турбины могут также стать причиной сапунения. Если уплотнения турбокомпрессора изношены или повреждены, масло может проникать в выпускную систему и картер, создавая избыточное давление картерных газов.
Признаки неисправности турбины:
Решение проблемы:
Если вы заметили признаки, указывающие на неисправность турбины, необходимо провести её диагностику. Для этого:
В случае выявления неисправностей турбину необходимо отремонтировать или заменить. При замене важно использовать оригинальные запчасти Cummins.
Проблемы с системой вентиляции картерных газов
Система вентиляции картерных газов (PCV) отвечает за отвод картерных газов из двигателя и предотвращение избыточного давления. Закупорка или неисправность компонентов этой системы – ещё одна частая причина сапунения.
Признаки проблемы:
Как исправить:
Регулярная проверка и обслуживание системы вентиляции картерных газов являются ключом к её нормальной работе. Для предотвращения сапунения:
Регулярно меняйте масло и фильтры. Это также способствует поддержанию системы вентиляции картера в хорошем состоянии, предотвращая накопление отложений и загрязнений.
Естественный износ двигателя
Сапунение может быть вызвано и обычным износом двигателя, особенно если двигатель уже прошёл значительный пробег. С течением времени поршневые кольца и цилиндры изнашиваются, увеличиваются зазоры, что позволяет большему количеству газов проникать в картер.
Как это проявляется:
При естественном износе двигателя стоит предпринять, исходя из ситуации несколько действий.
Понимание причин сапунения двигателя Cummins помогает своевременно диагностировать проблемы и принимать меры по их устранению. Независимо от причины важно не откладывать решение проблемы.
Своевременная диагностика и ремонт не только предотвращают серьёзные поломки, но и продлевают срок службы двигателя, обеспечивая его эффективную и надёжную работу.
Профилактика сапунения
Профилактика — это ключ к тому, чтобы двигатель Cummins служил долго и без проблем. Сапунение не является нормальным состоянием для двигателя и часто указывает на более серьезные проблемы, требующие вмешательства. Регулярное обслуживание и внимательное отношение к состоянию двигателя помогут предотвратить возникновение этой неприятной проблемы. Рассмотрим несколько практических советов, которые помогут избежать сапунения:
Правильная эксплуатация двигателя — залог его долгой и безотказной работы. Водители могут существенно снизить риск сапунения, соблюдая следующие рекомендации.
Работа двигателя на пределе своих возможностей, особенно в течение длительного времени, приводит к повышенному износу внутренних компонентов, что может вызвать сапунение. Это касается как транспортировки грузов с превышением допустимой массы, так и агрессивного стиля вождения. Важно соблюдать рекомендуемые производителем ограничения по нагрузке и не перегружать двигатель.
Такая манера вождения сильно нагружает двигатель и приводит к преждевременному износу поршневых колец и цилиндров. Более плавное ускорение и торможение не только сохранят двигатель, но и сэкономят топливо.
Холостой ход при недостаточном прогреве может способствовать образованию конденсата в картере, что в свою очередь приводит к накоплению загрязнений и проблемам с вентиляцией картерных газов. Если есть необходимость оставлять двигатель включенным на месте, убедитесь, что он достиг рабочей температуры.
Перегрев – одна из причин, приводящих к повреждению прокладки головки блока цилиндров и другим серьёзным проблемам. Следите за исправностью системы охлаждения, и всегда проверяйте уровень антифриза.
Для предотвращения большинства проблем с двигателем, включая сапунение, важно проводить качественное и своевременное ТО. Здесь важно не только соблюдать интервал замены масла и фильтров, но и проводить более глубокую диагностику состояния двигателя:
Чтобы избежать проблем с двигателем, нужно следить за его состоянием и проводить регулярное обслуживание. Правильная эксплуатация, использование качественных расходных материалов и своевременное устранение мелких неисправностей — это основа долгой и безотказной работы двигателя Cummins.
Соблюдение этих простых правил поможет не только предотвратить сапунение, но и обеспечить максимальную эффективность и надёжность вашего двигателя на протяжении многих лет эксплуатации.
В наличии комплектующие для всех моторов Cummins, Caterpillar, Perkins. Представлены оригинальные и аналоговые запчасти. Подобрать необходимую деталь не составит труда.
Предлагаются воздушные, топливные и масляные фильтры брендов Cummins, Fleetguard, Donaldson, Baldwin, Sakura. Изделия обладают прекрасной адсорбцией.
В продаже оригинальные моторные масла компании Valvoline, дочернего подразделения Cummins Inc.